Ранжирование и релевантность сайта

Механизм ранжирования

Обладая знаниями о принципах работы механизма ранжирования , не трудно объяснить, в чем причина того, что два сайта, примерно похожие по внешнему виду и тематике находятся на разных позициях в поисковой выдаче. Например, один сайт занимает место на первой строке поиска – в топе, а другой — где-то там на последней строке третьей страницы. А чтобы участие сайта в ранжировании дало хороший результат и обеспечило попадание в ТОП, т.е. в первую десятку сайтов, которые отображаются на первой странице в поисковой выдаче, необходимо знать, каким образом поисковой системой проводится процесс ранжирования , чему, в конечном итоге, отдается большее предпочтение, и по каким признакам определяется степень релевантности сайтов.

Под ранжирование подпадают все проиндексированные поисковой системой сайты, содержащие в себе страницы, которые отвечают определенным запросам. Из-за того, что разные поисковые системы имеют свои принципы проведения ранжирования , очень часто сайты занимают разные места в ТОП-10 выдачи в различных поисковиках. В такой ситуации значение имеют внешние и внутренние факторы ранжирования .

Ранжирование, что это?

Ранжирование – расположение сайтов в определенном порядке с учетом их ранга, уровня авторитета, респектабельности или релевантности. Результат процесса ранжирования виден при выдаче ответов поисковой системы на вопрос, заданный пользователем.
После того как был сделан запрос, система начинает его обработку, сортируя все данные содержащиеся в ее базе, после чего выдает результат проведенного ранжирования. Выдача поисковой системы отображается в виде одной или нескольких страниц, на которых в установленном в процессе ранжирования порядке размещены ссылки, дающие ответ на заданный вопрос. То есть ранжирование – определенный порядок расположения сайтов в цепочке.

Ранжирование — это присвоение сайту определенного статуса, ранга и релевантности.
Когда пользователь вводит запрос, поисковой робот обрабатывает свою базу данных, ранжируя сайты, и впоследствии в поисковой выдаче показывает ответы, наиболее соответствующие сделанному запросу. Выдача имеет вид нескольких страниц, на которых в соответствующем порядке друг за другом размещены ссылки сайтов, что по сути дела и является ранжированием.

Как это работает?

В чем заключается причина возникновения такой ситуации, когда два похожие по тематике сайта занимают разные позиции в результатах поисковой выдачи? Каким образом определяется наивысшая релевантность и что нужно делать, чтобы обеспечить попадание сайта в ТОП?

Сайты, проиндексированные поисковыми системами, участвуют в ранжировании при условии соответствия их страниц определенному запросу. Все поисковики имеют свои собственные правила ранжирования, поэтому позиции сайта в выдаче разных поисковых систем могут отличаться.
Большое значение при этом имеют внешние и внутренние факторы ранжирования.

Релевантность как критерий ранжирования

Ранжирование происходит в соответствии с релевантностью сайта, но различные поисковые системы понимают ее по-своему. Релевантность, т.е. соответствие сайта поисковым запросам, имеет два важных критерия – смысловой (содержательный) и формальный.
Для определения содержательной релевантности проводится лексико-семантический анализ представленного на сайте текста. Формальный критерий заключается в соответствии релевантности алгоритмам ее определения, которые заложены в программу поисковых систем. Результаты ранжирования все время изменяются, они не могут быть постоянными. Алгоритмы также изменяются специалистами поисковых систем для предотвращения прорыва в ТОП нерелевантных сайтов, которые используют для продвижения незаконные методы. Но в том случае, когда сайт пользуется разрешенными методами продвижения, замена алгоритма совсем не означает, что это как-то повлияет на его место в поисковой выдаче.
В отдельности также следует рассмотреть вопрос о ссылочном ранжировании сайта. Оно в свою очередь определяется в зависимости от качества и количества ссылок, которые ведут на сайт или его страницу, с других вэб-ресурсов, и от правильной перелинковки сайта. При процессе ранжирования, кроме количества ссылок, также учитывается их текстовое содержание, место расположения, возраст, устойчивость и авторитетность сайта, на котором они размещены. Ссылочное ранжирование влияет на ранжирование сайта в целом.

Ссылочное ранжирование

Прекрасным примером, иллюстрирующим ссылочное ранжирование, является ссылка на сайт с других ресурсов со следующим анкором «а эти козлы не вернули мне деньги». Переход по этой ссылке, по всей видимости, действительно чреват встречей с нехорошими людьми. Но на такой ресурс вполне возможно попасть и по другому ключевому слову – «деньги», поскольку деньги присутствуют в анкоре. Вот такие ссылки и являются ссылочным ранжированием. Ресурс может иметь совершено отличное от анкора ссылки текстовое содержание, но поисковик будет доверять множеству ссылок указывающих на сайт. Для того чтобы избежать подобного казуса прежде чем начать регистрацию в поисковых системах и производить ссылочный обмен, необходимо придумать такое название своему ресурсу, которое включало бы слова под которые проводится оптимизация сайта. Это гарантирует с большой долей вероятности, что ссылка будет больше соответствовать теме сайта. Алгоритм поисковиков, вычисляющий релевантность сайта чрезвычайно важен, и к этому необходимо отнестись со всей серьезностью.

Релевантность

Релевантность или другими словами — степень соответствия сайта поисковым запросам, различными поисковыми системами определяется по-разному, но в целом принципы релевантности основываются на таких двух критериях:

1) Содержание, т.е. смысл. Содержательная релевантность определяется при проведении лексико-семантического анализа текста, который размещен на сайте.
2) Форма. По своей структуре сайта должен соответствовать алгоритмам поисковика, которые определяют релевантность.

Результаты ранжирования часто меняются, а в результате замены алгоритмов в программах поисковиков нерелевантные сайты, которые пользуются запрещенными методами продвижения, постепенно утрачивают свои позиции в поисковой выдаче. Но те сайты, которые для продвижения используют корректные методы, обеспечивают себе место в ТОПе.
Также существует еще один вид ранжирования — это ссылочное ранжирование сайта. Здесь позиции в результатах выдачи поисковика определяются качеством, количеством внешних ссылок и корректностью внутренней перелинковки. Дополнительно учитывается текстовое наполнение ссылающегося сайта, его возраст, уровень стабильности и авторитетности. Влияние ссылочного ранжирования существенно сказывается на результате общего ранжирования сайта.

Какой поисковик лучше?

Вывод простой. Выбирать поисковик необходимо как с учётом посещаемости, так и с учётом ресурсов глобальной сети, использующих механизм поиска поисковика. Таким образом, для оптимизации сайта пользователям предлагается следующие ресурсы: Google, Inktomi, AltaVista, FAST и прочее, выбор русскоязычных поисковых систем ограничен Яндексом, Рамблером и Апортом. Необходимо учесть, что около 60% пользователей ограничиваются первой страницей выдачи, 90% – первыми тремя страницами. Следовательно, при оценке результатов поиска поисковой системы, показатель ниже 30% свидетельствует о низкой эффективности поисковика, хотя эти 30% могут обеспечить сотни посетителей по наиболее часто задаваемым запросам.

Ход работы поисковика

Для более ясного представления работы поисковиков по ранжированию сайтов, необходимо ясно представить какие цели поисковик ставит перед собой для достижения максимально эффективного результата (именно конечный результат определяет популярность самого поисковика). Очевидно, что эффективность работы поисковой системы определяется двумя параметрами – полноте конечного результата и точности. Пользователя в первую очередь будет интересовать количество релевантных запросу сайтов (полнота), и доля релевантных сайтов от общего числа выданных поисковиком (точность). Поисковые системы должны хранить множество релевантных сайтов и уметь их достаточно быстро обработать при запросе. Следовательно, при рассмотрении вопроса о ранжировании поисковик будет заинтересован в том, чтобы добиться лучших показателей полноты и точности без существенного увеличения ресурсов (по этой причине поисковик не индексирует JavaScript-код и Flash). Поэтому вопрос о новом алгоритме ранжирования реален только в случае улучшения основных параметров работы при обязательном условии экономии ресурсов.