Природа или теория цвета

Этой статьей я открываю раздел моего блога «Цвет в дизайне сайта». Почему я решил отвести рассмотрению данного вопроса, а именно цвет в дизайне сайта, целый раздел? Причин для этого несколько.

Во-первых, можно вспомнить старую пословицу, что «встречают по одежке, а провожают по уму». Дизайн сайта в данном случае и является той одежкой, по которой встречают, а цвет в этой одежке играет основную роль. Во-вторых, теория цвета это целая наука и поэтому подходить к решению вопроса о выборе цветов для сайта или как еще принято называть, цветовой схемы сайта, стоит так же с научной, практической точки. Ну и, в-третьих, от правильно подобранной цветовой схемы сайта, во многом зависит и дальнейший успех сайта.

Природа цвета в большинстве своем объясняется законами физики. То есть цвет – это некая комбинация световых волн различной частоты, которые воздействуя на глаз человека, приводят его к определенной мозговой активности. Так если брать белый цвет, то это полный спектр световых волн, а черный наоборот их отсутствие.

Однако ни черный и ни белый цвета не являются первичными природными цветами. Первичными цветами являются красный, зеленый и синий цвета. Именно их по частотам световых волн в отдельные группы выделил М.В. Ломоносов, теория которого является отправной точкой и в наше время. Остальные цвета, уже являются смешиванием основных. Так, к примеру, что бы получить желтый цвет достаточно смешать красный цвет и зеленый.

теория цвета

В связи с этим возникает логический вопрос, а как наш глаз видит природные цвета? С научной точки зрения цветовая схема предмета образуется следующим образом. Каждый предмет имеет свойство отражать или поглощать свет, будь он естественный дневной либо вызванный искусственно сторонним фактором. Спектр отраженных световых волн и создает цветовую схему предмета. Именно поэтому один и тот же предмет при различной степени освещенности имеет различные цветовые оттенки.

Все это я рассказываю лишь для того, что бы у вас уважаемый читатель моего блога сложилось четкое представление, что цвет это во многом именно эмоциональное восприятие человеком увиденного. Поэтому от цветового решения зависит восприятие любой вещи разработанной дизайнером, в том числе и сайта.

Наряду с первичными красным, зеленым и синим цветами, есть вторичный цвета, это желтый, голубой и фиолетовый. Вторичные цвета, как я уже отмечал созданы на основе смешивания основных цветов. Так:

• Фиолетовый цвет – это смешанные красный и синий цвета.

• Желтый цвет – это смешанные красный и зеленый цвета.

• Голубой цвет — это смешанные синий и зеленый цвета.

природа цвета

Вторичные цвета при смешивании с первичными, образуют полный природный спектр цветов. Кроме этого вторичные цвета являются неким дополнением первичных цветов, то есть являются комплиментрными по отношению к первичным цветам. Так, например фиолетовый цвет является комплиментрным по отношению зеленому, потому что зеленый цвет не участвует в образовании фиолетового цвета при смешивании.

Правилом комплиментрности, широко пользуются дизайнеры при составлении контрастных цветовых схем. Поэтому стоит запомнить это понятие и правило, оно может пригодиться при составлении цветовой схемы сайта или разработки фирменного стиля.

Понимаю по себе, что статьи в виде научных лекций, это не то, что надо для создания сайта. Поэтому пожалуй, все о природе или теория цвета. В следующих моих постах и статьях я уже ближе вас познакомлю с психологией цвета, с цветовыми моделями и схемами, что во многом поможет вам правильно подобрать цветовую схему для сайта.

Психология цвета

Данной статьей я продолжаю рассматривать тему «Цвет в дизайне». И сегодня подробней остановимся на психологии восприятия человеком того или иного цветового решения. Это во многом поможет при определении цветовой схемы сайта.

Влияние цветов на психику человека не стоит недооценивать. Еще в древности ученые доказали, что цвет оказывает свое определенное влияние на работоспособность человека, на его внимание и кровяное давление. Кроме этого влияние цвета напрямую связано и с другими функциями психологии человека.

При всем этом так же стоит понимать, что влияние цвета на психологию поведения человека не однозначно. И это подтверждено множеством научных трудов. То есть психологическое восприятие одного и того же цвета различными людьми бывает, и при чем очень часто, не всегда одинаковым. Во многом цветовое восприятие на прямую зависит от: возраста человека, от его эмоционального состояния, от вероисповедания и еще от целого ряда факторов.

Но в целом ассоциации восприятия цвета у человека идентичны. Всем нам хорошо известно, что цветовой спектр делится на три основные группы цветов. Это теплые цвета, к которым относятся красный, желтый и оранжевый, а так же их оттенки. Холодные цвета – это синий и фиолетовый, соответственно со своими оттенками. Ну и нейтральная группа цветов, в которую входит зеленый цвет, как основополагающий, а так же его оттенки.

Цвет и психология.

Каждая группа цветов и каждый цвет в отдельности оказывает свое воздействие на психику человека. Такое воздействие может быть, как положительным, так и отрицательным. Немного поговорим об этом. Так, к примеру, утомляемость человека наряду с другими факторами так же зависит и от окружающего цветового решения. Такие цвета, как красный, синий и фиолетовый лишь усиливают утомляемость человека. Особое воздействие данные цвета оказывают на сетчатку глаза, что приводит к понижению зрительных рефлексов, а вследствие этого к увеличению общей утомляемости человека.

Напротив желтый, голубой, зеленый и белый цвета прямо противоположны вышеперечисленным цветам и оказывают щадящее влияние на утомляемость человека, что в конечном итоге повышает производительность человеческого организма. Все это широко используется на практике, а так же в дизайне сайтов.

Еще одним примером широкого использования на практике воздействия цветов на психику человека, можно считать светофор, который мы ежедневно встречаем на улицах городов. Красный цвет в светофоре определяет запретные или разрешительные функции, то есть горит красный, значит какие либо действия запрещены. И это все из-за того, что яркий красный цвет в наибольшей степени воздействует на психику, пробуждая у человека наибольшее внимание к происходящему. Напротив зеленый располагает человека к душевному спокойствию и определенному действию. Подробнее о каждом цвете я рассказываю в других статьях раздела «Цвет в дизайне».

Так же на психологическое состояние человека и цветовое восприятие в целом большое влияние оказывают цветовые контрасты, то есть визуальное восприятие человеком цвета, вследствие сочетания данного цвета с другими цветами. В научных и дизайнерских кругах принято разделять цветовые контрасты на световые контрасты и хроматические контрасты.

психология и цвет

Световым контрастом называют цветовой эффект происходящий из-за взаимодействия темного цвета со светлым цветом. При этом темный цвет становится еще более темным, а светлый наоборот более светлым. При разработке цветовой схемы сайта, а так же дизайна сайта в целом очень часто используется эффект светового контраста, что позволяет выделять и акцентировать внимание посетителей на определенных участках сайта.

Хроматическим контрастом принято считать эффект воздействие цветов друг на друга в определенной цветовой гамме. Так, к примеру, красный цвет в сочетании с зеленым выглядит более насыщенным и ярким, что не редко используется дизайнерами. Однако не только цветовые эффекты возникают при использовании хроматических контрастов. Примером еще одного эффекта может служить тот факт, что теплые цвета имеют способность некоего визуального приближения изображения, а холодные цвета наоборот удаления.

Расположив на одинаковом фоне две фигуры равных размеров, но окрашенные при этом в холодный и теплый цвет. Мы будем наблюдать, что фигура, окрашенная в теплый цвет, выглядит несколько большей, чем друга. Данный эффект так же можно использовать в своих дизайнерских решениях.

Таким образом, мы на примерах рассмотрели основные моменты психологического воздействия на человеческое визуальное восприятие, как отдельных цветов, так и групп цветов, а так же цветовых контрастов, что несомненно станнит Вам полезным, как в разработке цветовой схемы для сайта, так и в создании всего дизайна сайта.